Методическое описание изготовления дамских сумочек


Пособие для педагогов дополнительного образования...

Автор - разработчик: 
Педагог дополнительного образования 
Иванова Елена Анатольевна 

Пояснительная записка.
Пожалуй, нет в России женщины, которая хоть раз в жизни не сшила сумку. Не она, так ее мама или бабушка. Еще пятнадцать-двадцать лет назад, когда не было такого количества дешевых полиэтиленовых пакетов, каждая из нас имела при себе неизменную хозяйственную сумку, сшитую из старого плаща. Бабушки искусно собирали сумки из ярких лоскутков — обрезков годного когда-то трикотина: у них в хозяйстве ничего не пропадало. Им невдомек было, что это занятие называется модным словом «пэчворк», просто нельзя семье без хорошей хозяйственной сумки, и все. О том, чтобы шить дамские сумочки, и речи не было. Эта культура осталась в прошлом, как остались в прошлом светские дамы, все как одна занимавшиеся на досуге рукоделием.
Сегодня традиция шить сумки и сумочки возрождается. За последние пятнадцать лет в продаже появилось немало видов тканей, в том числе специальных клеевых и подкладочных, а также всевозможные ленты, пряжки, тесьма. Не проблема найти подходящего цвета бусины или кольца для ручек, броши, аппликации. Современные многофункциональные швейные машины позволяют выполнить любую операцию не уже, чем на фабрике. Да и сама жизнь изменилась. Для многих из нас ушли в прошлое беско­нечное стояние в очередях, необходимость рабо­тать на производстве или в офисе от звонка до звонка. Благосостояние семьи позволяет мно­гим женщинам всю себя посвятить дому, забо­там о муже и детях, и они с удовольствием запи­ваются рукоделием. Возможно, с этим связано возрождение интереса к изготовлению сумочек и сумок, но уже не хозяйственных, ведь свере­нная домохозяйка часто обворожительна, прекрасно образованна — словом, леди во всех Отношениях.
Стильные пляжные сумки, рюкзачки, изящные ридикюли в стиле «винтаж» на пике моды. Их выкройки-шаблоны разыскивают в модных журналах, ими обмениваются с подругами. На интернет-форумах живо обсуждают все, что свя­зано с изготовлением сумочек своими руками.
Изготовить сумочки своими руками намного легче, чем кажется на пер­вый взгляд, в чем вы, наверное, уже убедились. При желании можете повторить модель, исполь­зуя другие виды ткани, расшить ее бисером, если бант или роза не вполне отвечают вашим вкусам или стилю. Следуя иллюстрированным пошаговым ин­струкциям, вы без особого труда научитесь ис­кусству шитья сумочек или расширите свои зна­ния в этой области, и проблема подобрать су­мочку к тому или иному наряду или поводу бу­дет решена.
История возникновения дамской сумочки.
Много лет назад на страницах зарубежного журнала была помещена фотография: женская сумка, а рядом — гора предметов — все то, что из нее было извлечено, Действительно, сумка вмещает массу вещей, полезных и бесполезных, нужных и увы,— совсем не обязательных.. Видимо, не зря существует выражение — «покопаться в сумочке». Неизменное восхищение вызывает умение женщин все-таки найти в ней необходимую вещь. Конструкция первой сумки была почти так же проста, как и современной. В основу ее был положен обыкновенный мешок. Такие сумки — вышитые гладкие — были найдены в захоронениях женщин Древней Греции. Есть основания предполагать, что они имелись и у других народов, в частности, в Египте и странах Древнего Востока.
История сумок не столь блестяща, как костюма в целом. В то время как костюм, его детали и дополнения изменялись до неузнаваемости, сумка сохранила свою первоначальную «внешность» — она почти не «постарела». Стоит взглянуть на рисунки, и сразу же в глаза бросается сходство ее с некоторыми моделями наших дней. Если в истории костюма нередки случаи, когда его элементы полностью теряли свое функциональное назначение, то с сумками ничего подобного почти не происходило. Они не удлинялись как рукава, они не превращались в колодки, как иногда бывало с обувью, они душили, как корсеты. Они просто хранили то, что им доверяли. Одним словом, сумки в первую очередь были предметом национальным, а уж затем — декоративным...
В средние века произошло гармоничное слияние двух этих начал, создавшее предметы, которые без преувеличения можно нести к шедеврам декоративно-прикладного искусства. В этот период в костюме женщин и мужчин обязательным дополнением был пояс, в зависимости от доходов владельца просто кожаный, либо богато украшенный ювелир­ными накладками, либо целиком выполненный из благородных металлов — золота и серебра. К поясу на цепочках подвешивали различные предметы — ножницы, гребень, пинцет, затем ключи и, непременно, маленькую сумку, Сделанная специальным мастером, такая сумка была уникальна, а порой являла собой миниатюрное чудо! О некоторых из них писали в манускриптах, как, например, о кошельке королевы Беренгарии, вдовы английского короля Ричарда I «Львиное серд­це», столь искусно он был выполнен и столь богато орнамен­тирован. Корпус таких сумок выполнялся из тонкой кожи, сафь­яна, шелка, бархата и крепился к металлической декоративной рамке, украшенной сложным орна­ментом, драгоценными камнями или изображением соборов и скульптурных групп. Когда материал истирался, к рамке прикрепляли другой, и сумка мог­ла служить еще и наследникам. После первых крестовых походов в моду входит новый тип сумки, крепившейся непосредственно к поясу,— так называемый «сара­цинский святой кошель». Такие кошельки очень быстро стали принадлежностью как мужского, так и женского костюма. Примерно в конце XIV — начале XV веков появился интерес к вышитым платьям, туфлям, перчаткам, поясам и, конечно, к сумкам. Средневековье оставило поистине замечательные образ­цы сумок, но все-таки «золотой век» их истории — эпоха Возрож­дения. На смену сумкам с вышитыми гербами, монограммами, сентиментальными стихами из рыцарских хроник, трогательны­ми обетами, появились и другие — с замком, отделанные металлическими бусинами, накладками из благородных метал­лов. В них носят теперь и ключи, и письменные принадлежности, и косметику, и множество других необходимых предметов. С обрат­ной стороны таких сумок иногда имелась петля для кинжала. Наряду с маленькими существовали и более крупные сумки, пред­назначенные для самых различных вещей — в зависимости от рода занятий их владельца. Они, как правило, были на плечевом ремне. Изго­тавливали их из добротной, довольно плотной кожи, а носили все: крестьяне, странствующие монахи, рыцари, купцы, охотники. Позже — кондукторы, почталь­оны и военные. Сумка с плечевым ремнем — одна из наиболее устойчивых форм, характерных для костюма различных народов.

Она встреча­ется почти во всех странах, меняется только ее декор. Так, в Словакии — для пастухов и лесорубов — сумки делают из толстой воловьей кожи и обильно украшают металлическими накладками и пуговичками - гомбичками, в Молдавии — густо покры­вают заклепками. Охотники Севера вплетают в декор свои трофеи — хвостики, лапки, зубы убитых зверей. Много веков сумки носили, на виду — они составляли часть деко­ративного убранства одежды, ими гордились, их бережно хранили.
Но вот в начале XVII века в костюме появился карман. Мужские сумки и постепенно исчезают, остаются скромные маленькие мешочки, стянутые поверху шнуром — кошельки. В них хранят деньги, игральные кости и другую мелочь. Женские сумки продолжают оставаться крупными и носят их на шнуре, прикрепленном ясу, или в руке. В XVIII веке в Европе наблюдается необычайный расцвет декоративно-с ладного искусства. Любой предмет — будь-то флакон или зеркало, часы или табакерка — поражает тщательностью и мастерством исполнения. Для отделки кошельков используют такие материалы: черепаху, кожу акулы «галюше», лаки, перламутр. Женские сумки — мягкие, объемные мешки из золотой и серебряной парчи. В начале XIX века в странах Европы господствовал стиль ампир. Сумка этого периода по форме напоминает этрусскую вазу с узким горлышком и двумя ручками. В истории сумок произошел тот редкий случай, когда мода свела на нет функциональное назначение предмета. Неудобными были и «ташки» — плоские женские сумки наподобие гусарских, которые под влиянием египетских походов Наполеона не надолго вошли в моду. Но вскоре появились и другие сумки — мягкие мешочки на шнурах — так называемые ридикюли. Вот выдержка из журнала мод за 1803 год: «Ни одна модница не появится в свете без своего ридикюля, в котором лежат веер, платок, деньги для игры в карты, флакончик с эссенцией. В этом сезоне модны «сумочки из богато орнаментированного шелка, серебряной парчи, отделанные бахромой и кисточками, цвет должен сочетаться с цветом платья». К этому времени носятся и вышитые цветным сером кошельки.
На протяжении второй половины X века все большее внимание уделяется, украшению деталей костюма и его дополнений — при существующем единообразии туалета именно они придавали индивидуальность женщине. Множество тканей новой фактуры самых причудливых рисунков, обилие материалов давало возможность, сохраняя основную конструкцию предметов, бесконечно их разнообразить, особенно были красивы бальные сумки из золоченых металлических колечек, с эмалью.
Изготовлением их прославилась Флоренция. В начале 50-х годов IX века возникло движение за эмансипацию женщин. Как известно, равноправия тогда женщины не получили, но отдельными деталями мужского костюма — воспользовались. Появление женского костюма более строгих форм, в свою очередь, повлияло и на материалы, из которых делали сумки. Снова получает право на существование тонкая мягкая кожа, а конструкция сумок приближается к современ­ной. Развитие сети железных дорог привело к появлению и дорожных сумок, также очень напоминающих современные. Но настоящее разделение сумок в зависимости от назначения, времени года и дня происходит лишь во втором десятилетии XX века, когда европейская одеж­да резко упрощается, а сама женщина становится активной уча­стницей общественной жизни. Повседневная сумка увеличивается по своим размерам, подчеркивая деловой характер женщины, и только с вечерними платьями но­сят маленькие нарядные сумочки.
Проходят годы, меняется мода, но сумка остается неизмен­ным спутником во все времена — без нее не может обойтись ни одна женщина в мире.



Технология изготовления.
Красивые сумочки всегда были предметом, волновавшим мод­ниц. До того как в бутиках по­явился огромный выбор сумо­чек фабричного производства, дамы шили их сами. Лоскутки дорогой ткани, оставшиеся от шитья модных туалетов, ис­пользовались для воплощения различных творческих идей. Ими, например, отделывали ридикюли или изготавливали из них какие-либо украшения. Дамские сумочки прошли длинный путь эволюции. Сегодня в моду вошли сумочки в так называемом стиле vintage и эксклюзивные изделия ручной работы, но стоимость сумочек такого типа не укладывается в рамки бюджета большинства из нас. Так почему бы не сшить су­мочку своими руками? Я предлагает подборку уникальных го­товых выкроек для изготовле­ния сумочек в стиле vintage из современных легкодоступных материалов. Для каждого про­екта подобраны подходящие ткань и аксессуары, здесь же даны рекомендации, как с по­мощью небольшого дополне­ния, добавить изюминку гото­вой вещи.
Я надеюсь, что, следуя реко­мендациям по изготовлению сумочек, вы создадите свои собст­венные неповторимые шедевры путем комбинирования различ­ных стилей, тканей, аксессуа­ров и украшений.
Как пользоваться шаблонами выкроек, вы­брать ткани, использовать основные материалы, как сшить подкладку для сумочки, изготовить ручки и установить застежку — все это дано в подробных инструкциях к каждой модели.
В следующем разделе представлены подробные инструкции по выполнению различ­ных проектов. Инструкции сопровождаются иллюстрациями только в том случае, если тех­ника исполнения того или иного приема отли­чается от стандартного метода. Прежде чем при­ступать к выполнению какого-либо конкретно­го проекта, важно освоить различные способы шитья сумочек.
Основные швейные приемы мы не описыва­ем, полагая, что читатель уже владеет элемен­тарными знаниями по технике шитья. Чтобы из­готовить сумочку, не нужно быть опытным портным. Учащиеся никогда не шили су­мочки, но обладали общими знаниями по техни­ке шитья, и все они создали оригинальные и практичные сумочки, которыми можно гордить­ся.

Вам понадобятся.
Чтобы сшить сумочку вам понадобятся следующие материалы и оборудование: •Бумажный шаблон (выкройка),
•Подходящая ткань для сумочки
•Специальный материал, который придаст основной ткани дополнительную прочность и жесткость
•Ручки для сумочек
•Застежки
•Подкладочная ткань
•Материалы для украшения или отделки
•Швейная машинка с функцией «оверлок» или «имитация оверлока»
•Утюг
•Коробка с основными швейными принадлежностями, где должны быть портняжные •ножницы, булавки, иголки и измерительная лента
Дополнительное оборудование:
•Приспособления для пробивания отверстий (для кожи или ткани)
•Маленькие острые ножницы


СУМОЧКА 20-Х ГОДОВ «Клара», 

ДВУХЦВЕТНАЯ, С ДЕКОРАТИВНЫМ КАРМАНОМ.


Размеры:
приблизительно 23 см в высоту и 23 см в ширину (без учета длины ручек)
Детали выкройки:
1,2,3
Рекомендуемые ткани: 
для лицевой части: искусственная замша на хлопчатобумажной основе или бархат, который можно гладить 
для подкладки: плотный однотонный или узорчатый шелк для аппликации: шелковая парча и бархатные ленты.
Это изделие сшито по подобию плоских расшитых бисером сумочек простой формы образца 20-х годов. Удлиненный геометрический силуэт и аппликация-вставка из другой ткани также отражают стиль арт -деко, популярный в то время.
Дамские сумочки в том виде, в каком они пред­стали перед нами сего­дня, существуют сравнительно недавно. До этого дамы носили с собой только предметы пер­вой необходимости. Размер модели «Клара» таков, что вмеща­ет только самые необходимые мелочи, а декоративная ручка из бусин удобна для ношения сумочки на запястье, что делает ее идеальным дополнением к вечернему туалету.
Вам понадобятся
•36 см искусственной замши для лицевой части сумочки (ширина 92 см)
•36 см плотной клейкой материи для второй подкладки (ширина 92 см)
•36 см плотной шелковой ткани для подкладки (ширина 92 см)
•15x31 см узорчатой шелковой парчи
•15x31 см клеевой ткани
•62 см тесьмы шириной 18 мм
•две полоски из основной ткани площадью 4 см2 для крепления ручек
•магнитная застежка
•72 см проволоки 01,2 мм
•приблизительно 36 овальных деревянных бусин 8x16 мм с большими отверстиями
Раскрой
•Используя выкройку (не забудьте ее увеличить), вырежьте:
•2 детали (1) (переднюю и заднюю) из основной ткани
•2 детали (1) (переднюю и заднюю) из клейкой второй подкладки
•2 детали (1) (переднюю и заднюю) из подкладочной ткани
•1 деталь (2) (полоса аппликации) из парчи
•1 деталь (2) (полоса аппликации) из клеевой ткани
•2 детали (3) (держатель ручки) из основной ткани
•2 детали (3) (держатель ручки) из клеевой ткани
•2 ленты длиной по 31 см
        увеличение всех деталей 165%




Инструкция по изготовлению
Шаг 1
Разрежьте проволоку, и скрути­те два кольца, сделав пару крупных ручек из бусин, по 18 штук в каждой.
Шаг 2
С помощью утюга приклейте де­тали второй подкладки (1) к со­ответствующим деталям перед­ней и задней деталей (1), следуя инструкциям изготовителя.
Шаг З
С помощью утюга прикрепите клеевую ткань (2) к полоске аппликации (2). Удалите бу­мажную основу, расположите аппликацию лицевой стороной вверх по центру на лицевой стороне детали передней части сумочки (по линиям, отмечен­ным на выкройке) и приклейте ее, прогладив через ткань (А).
Приколите булавками бар­хатные ленты по краям аппли­кации (Б), закрывая необрабо­танные срезы ткани. Проложите швы по обеим кромкам каждой ленты. Слегка отутюжьте с из­наночной стороны через влаж­ную ткань.
Шаг 4
Сколите булавками переднюю и заднюю детали лицевыми сторонами друг к другу. Сшей­те боковые и нижнюю стороны, отступая от срезов 13 мм. Над­режьте припуск на шов по уг­лам (В) и выверните на лице­вую сторону.
Шаг 5
С помощью утюга прикрепите клеевую ткань к изнаночной стороне креплений ручек (3). Удалите бумажную основу, сов­местите длинные края с линией, обозначенной на выкройке дета­ли, и с помощью утюга приплавьте подогнутые стороны.
Шаг 6
Оберните креплением каждую ручку из бусин (Г) и на швей­ной машине прострочите поперек крепления, отступив от сре­зов приблизительно 13 мм. За­крепите каждую ручку несколькими стежками вручную с любой стороны каждого крепле­ния. Убедитесь, что стежки туго прижимают бусины, чтобы руч­ки не могли прокручиваться, и места соединения проволоки были закрыты.
Шаг 7
Приколите булавками одни крепление к детали передней части сумочки и одно — к задней детали, расположив их по центру (Д); приметайте и на швейной машинке пристрочите к сумочке по линии наметки.
Шаг 8
Перенесите отметки располо­жения магнитной застежки на переднюю и заднюю детали подкладки (1) и закрепите маг­нитную застежку. Не за­будьте использовать фиксато­ры, так как застежки крепятся к тонкой подкладочной ткани, а это требует дополнительного уплотнения. И еще: если вы ис­пользуете ярлычок, именно сейчас самое время пришить его к задней детали подкладки.
Шаг 9
Сострочите детали подкладки по боковым и нижней сторо­нам, но оставьте отверстие при­близительно в 13 см в центре нижней стороны, чтобы можно было вывернуть сумочку.
Примечание: отверстие долж­но быть достаточно большим, чтобы через него могли пройти ручки сумочки.
Шаг 10
Приколите подкладку к лице­вой части сумочки через все слои (включая крепления для ручек) лицевыми сторонами внутрь. Следя за тем, чтобы верхние края совпадали (у). Шейте медленно и аккуратно через все слои, стежками сред­ней длины, отступив от срезов приблизительно 13 мм. Надрежьте припуск на шов с боко­вых сторон.
Шаг 11
Выверните сумочку на лице­вую сторону через отверстие в нижней части подкладки и по­тайным швом зашейте это от­верстие. Заправьте под­кладку в сумочку.
Шаг 12
Пальцами расправьте подклад­ку таким образом, чтобы ее не было видно снаружи; приколи­те булавками и сметайте по верхнему краю сумочки. Поло­жите завершающую строчку крупными стежками через все слои на расстоянии около 13 мм от верхнего края сумоч­ки. Окончательно отутюжьте сумочку.



Пляжная сумка-коврик.
 За 11 лет педагогической работы, я убедилась в том, что максимум усилий не­обходимо направлять на формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям. При этом условии можно добиться по­вышения качества знаний, развития вооб­ражения и творческих способностей.


В одном журнале девочке понравилась пляжная сумка, а в другом – детские коврики. Объединив две вещи в одну, она получила практичную пляжную сумку-коврик. На трех
больших карманах сумки настрочена аппликация, подсказывающая, в какой из них складываю игрушки, в какой — пустышки и бутылочки, а в какой — ползунки и распашонки. Карманы закрываются на застежки-молнии. У моло­дой мамы, пользующейся такой сумкой, ру­ки свободны, и она может легче управляться с малышом. А если расстегнуть сумку по бо­ковым сторонам, то получится коврик, на ко­торый его можно усадить.
Предлага­ем и вам воспользоваться разработкой на­шей ученицы и выполнить пляжную сумку-коврик. Предоставляем описание модели и ее конструирование.
Пляжная сумка-коврик. Ткань плащевая — 2м при ширине 140 см. По бокам сумки 2 застежки - молнии дли­ной 50 см. Три накладных кармана, засте­гивающиеся на молнии длиной 20 см. Ручки сумки длиной 80 см основной ткани. За­стежка клапаном с 2 кнопками Отделка по карманам - тесьма.
Внутренняя стороне сумки в расстегну­том виде представляет собой стеганый ко­врик с аппликацией (рис.2 и 3) Коврик вы­полнен из шелковой ткани с прокладкой и;» синтепона. Аппликация из ситцевой ткани и клеевого материала.

Технология изготовления.
Коврик.
1. Выкроить верхнюю и нижнюю части коврика, а также прокладку (синтепон) в со­ответствии с размерами, указанными на чертеже-выкройке.
2. Сметать все три части коврика. Раз­линовать лицевую сторону в форме ромбов с помощью линейки и мелка.
3. Простегать коврик на швейной машине по разлинованным линиям швом «зигзаг».
4. С помощью заранее приготовленных трафаретов выкроить из ситца и полиэти­лена детали аппликации (слоник, солныш­ко, мяч).
5. С помощью утюга приклеить клеевой материал к аппликации. Затем, также с по­мощью утюга, приклеить мелкие детали ап­пликации к крупным, а потом настрочить их на швейной машине швом «зигзаг».
6. Приметать крупные готовые детали аппликации к лицевой стороне коврика, а
затем настрочить их на швейной машине
швом «зигзаг».
7. Выкроить из основного материала по­лосы для окантовки.
8. Приметать окантовку к коврику, а по­том притачать.
9. Отвернуть полосы окантовки на лице­вую сторону и приметать. Углы обработать «конвертом».
10. Приметать окантовку к коврику, а за­тем прострочить на швейной машине.
11. Произвести влажно-тепловую обра­ботку коврика.
Сумка.
1. Выкроить из плащевой ткани основ­ную деталь сумки (рис. 5), карманы, ручки и клапан.
2. Приметать застежки «молнии» (длиной
20 см) к карманам, а затем пристрочить их.
3. Выкроить из клеевого материала и полиэтилена детали аппликации: а) распа­шонка, ползунки, чепчик; б) пустышка и бу­тылочка; в) мишка и погремушка.
4. Приклеить аппликацию к карманам, прогладив по очереди все детали утюгом через тряпку.
5. Настрочить детали аппликации на карманы швом «зигзаг».
6. Приметать карманы к сумке.
7. Приметать и настрочить тесьму.
8. Сметать ручки сумки, а затем стачать их.
9. Сметать, а затем стачать клапан.
10. Приметать ручки и клапан к сумке, а затем притачать их.
11. Прибить кнопки к клапану и сумке.
12. Приметать застежки «молнии» длиной 50 см к бокам сумки (до линий сгиба, кото­рые указаны на рис. 6), затем пристрочить.
13. Приметать коврик к внутренней сто­роне сумки, затем притачать на швейной машине.
14. Произвести влажно-тепловую обра­ботку изделия.

Учащимся была дано задания выполнить эскизы сумочек и их изготовить. И вот что получилось.
Работы выполнила: Боброва Юлия.


Работы выполнила: Михнюк Светлана.
Работу выполнила: Иванова Алена.

Работу выполнила: Трикашная Кристина

Используемая литература.
1. Бреннан Эмма. Шьем сумочки: аккуратно, стильно, модно. – М.: ООО «Изд-во Мир книги», 2006 г.
2. Как шить красиво. Полный курс кройки и шитья. - М.: «Внешсигма», 2000 г.
3. Киселева Г. А. (научный сотрудник), Шелухина Э. – М.: «Изд-во Модный журнал», 1974 г., статья «История возникновения дамской сумочки» (стр.34-37)
4. Школа и производство: Научно-методический журнал № 3. – М.: «Изд-во Школа – Пресс», 2005 г.
Внимание!  Разрешается полная или частичная перепечатка данного материала только для некоммерческого использования на сайтах, форумах и блогах в сети интернет. При перепечатке обязательно указание прямой, доступной для индексирования гиперссылки на источник материала (http://kogddt.blogspot.com/) , указание автора . Публикация в СМИ (в т.ч. сетевых), распространение в печатной форме, на цифровых носителях, в составе сборников статей, электронных книг и т.п. в т.ч. на некоммерческих основаниях без письменного согласия правообладателя запрещены!
Пожалуйста, не тратьте понапрасну время, своё и наше. Мы регулярно проверяем индекс поисковых систем на наличие плагиата и при обнаружении боремся с ним.

Комментариев нет:

Отправить комментарий